znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 3 (90) 2016 г.
Если вы уронили товар…

Информация Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» и Управления Роспотребнадзора

Косяченко Наталья сайтНаталья Косяченко, юрисконсульт Консультационного центра

С появлением магазинов самообслуживания некоторые потребители уже успели побывать в неловкой ситуации, когда товар, случайно задетый, оказался поврежден или  вовсе разбился. В этот же миг администратор торгового зала или охранник уже спешат к испуганному покупателю через весь торговый зал. Ситуация, как минимум, малоприятная. Что делать в таких случаях?
Согласно ст.211 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Кроме того, согласно ст.459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
В этой связи необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения. В магазинах и супермаркетах между потребителем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. При этом в данном случае, согласно ст.493 ГК РФ, договором является чек (или иной документ, подтверждающий факт оплаты). Значит, до момента оплаты товара потребителем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и отвечать за риск случайной гибели товара будет он. Но после того, как оплаченный товар оказывается в руках потребителя, он (товар) становится его собственностью. Стоит отметить, что вышеперечисленные правила будут действовать только при случайной гибели товара.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, вред подлежит возмещению почти во всех случаях. Казалось бы, следуя логике, лицо, разбившее в магазине товар, должно возместить ущерб. Действительно, лицо, причинившее вред другой стороне, должно понести соответствующую ответственность, наступление которой зависит от наличия противоправного поведения лица (причинителя вреда) и причинно-следственной связи между этими противоправными действиями и причиненным вредом.

Взыскать стоимость поврежденного имущества товара магазин может с потребителя в добровольном, а также судебном порядке. Потребитель может признать, что порча товара произошла вследствие его противоправных действий, и возместить ущерб. Но если он вину не признает, то желательно в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола (в случае принятия решения о его составлении), но заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.
Таким образом, если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб поврежденного товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара в судебном порядке. Тем не менее, как правило, администрации магазинов обращаются в суд за возмещением ущерба, только если ущерб был значительным, так как в большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в его стоимость.

Поэтому, как правило, вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке.
В подобных случаях следует сохранять спокойствие, не повышать голос. Причем, это касается как покупателей, так и сотрудников магазина. Если эмоциям позволить взять вверх, то простая, довольно обыденная проблема может перерасти в сложную, когда дело доходит до оскорблений, а то и до драки. А это уже совсем другая история, с гораздо более серьезными последствиями. Поэтому держите себя в руках, а если будут принесены извинения, то с большой степенью вероятности можно предполагать, что ситуация завершится мирным путем.

Оставить комментарий