znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Готовы ли депутаты к управлению?

Местное самоуправление. Школа депутата

Игорь МАШКОВСКИЙ, помощник депутата Законодательного Собрания Амурской области, 8 -914-607-24-97

Хочу затронуть больную тему для нашего общества – местное самоуправление. Многие сетуют на отсутствие эффективности власти на местах. К сожалению, далеко не все понимают, как устроена система органов местной власти, не каждый может ответить на вопрос: в чем разница между депутатом и чиновником?. Давайте попробуем разобраться. Я высказываю свое мнение, если кто-то из читателей будет не согласен – приглашаю к разговору. Будем вместе учиться местному самоуправлению.

Для примера возьмем некий сельсовет, состоящий из нескольких населенных пунктов. Сельсовет фактически объединяет две ветви власти: представительную (депутатов) и исполнительную (чиновников). Депутаты избираются на прямых выборах населением. Цель депутата как народного избранника – представлять интересы жителей того округа, от которого был выбран. Работа депутата является общественной, как правило, она совмещается с основной профессиональной деятельностью. Поэтому депутаты не получают зарплату, за исключением того, кто выбран на руководящие должности: председателя Совета, заместителя председателя или председателя постоянной комиссии. В большинстве случаев в сельских сельсоветах все депутаты – общественники. Редко, когда председатель работает на постоянной основе, иногда – его заместитель. Бывает, что и некоторые председатели комиссий получают зарплату, но это в городах. Порядок, определяющий число оплачиваемых должностей, устанавливается уставом муниципального образования и регламентом работы Совета. Утверждают оба эти документа сами депутаты. Огромным минусом в бесплатной работе руководителей Совета является то, что зачастую они мало заинтересованы в общественной деятельности, все свои силы и время отдавая своей основной работе, где получают зарплату. Практически никто из них не знаком с правовыми аспектами местного самоуправления. При этом на них лежит ответственность за принятые решения, бюджет и стратегию развития сельсовета в целом.

Теперь о чиновниках. Речь пойдет о людях, которые профессионально, получая оплату, работают в органах местной исполнительной власти – в администрациях. На должности они назначаются, главу администрации тоже можно отнести к таким чиновникам. Сегодня прямые выборы глав всенародным голосованием – исключение. В большинстве случаев специальная конкурсная комиссия отбирает претендентов, удовлетворяющих установленным условиям, а уже из них депутаты выбирают самого, на их взгляд, достойного. Главная цель администрации – исполнять, решать поставленные населением через своих депутатов задачи. Во всяком случае, так в идеале должно быть. Увы, но бюджет сельсовета – сущие копейки, что-либо купить или построить у селян нет возможности. Все основные полномочия и финансовые потоки переданы на районный уровень, откуда не так просто добиться финансирования. Сельские или поселковые администрации выглядят больше формальным учреждением, чем реальной движущей силой в селе.

Теперь хочу поговорить о самих жителях сел и поселков, городков и городов. Я много ездил по Амурской области и провел достаточно встреч. Могу с уверенностью сказать, что люди имеют ту власть, которую заслуживают. Если смотреть правде в глаза, то однозначно можно сказать, что мало кто интересуется принимаемыми постановлениями, бюджетом, работой депутатского корпуса. Тотальная пассивность, разрозненность и ожидание «чуда» охватили наше общество. Но кто решит наши общие проблемы и проконтролирует тех же депутатов с чиновниками? Мы хотим изменений, но когда доходит до дела, просто остаемся в стороне. Это большая трагедия нашего времени. Люди заняты добычей денег и обеспечением своих потребностей. По итогам сентябрьских выборов средняя явка жителей Амурской области составила всего 23% ! Это говорит о том, что в день голосования люди занимались чем угодно, но на выборы не пошли. Теперь же те, кто не голосовал, вынуждены принять ту власть, которая была сформирована без их участия. Поэтому жаловаться не стоит. Если же все-таки человек не готов мириться с ситуацией, то в принципе возможности для этого есть: можно посещать сессии Советов, общаться с депутатами, заранее выяснять суть предлагаемых к обсуждению вопросов, предлагать народным избранникам свои варианты решений. Еще один из важных моментов: большинство из новых депутатов не имеют политического и общественного опыта, что вызывает настороженность. Но надо отметить, что немалая их часть действительно надеются изменить жизнь в своих селах к лучшему, люди настроены работать. Но пока, будучи хорошими врачами и учителями, классными водителями или строителями, способными бизнесменами, в подавляющем своем большинстве депутаты – чистый лист бумаги. И исполнительной власти вряд ли выгодно, когда представительная власть хорошо разбирается в законах и деталях местного нормотворчества. Чтобы действительно принести пользу своим землякам, депутатам предстоит многому научиться. Поэтому звоните, пишите, задавайте вопросы, предлагайте свои темы – будем совместно искать пути решения проблем, учиться друг у друга.

Оставить комментарий