znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 5 (56) 2013 г.
Как выиграть грант?

Виктория БОЛЬШАКОВА

DSC01838

На фото: Алексей Зверев

Правительство РФ постоянно оказывает государственную поддержку некоммерческим неправительственным организациям, которые реализуют социально значимые проекты и участвуют в развитии институтов гражданского общества. Таким образом государство поощряет тех, кто ему помогает, поскольку осуществление социально значимых проектов силами некоммерческих организаций (НКО) есть не что иное, как выполнение части работы государственных органов. Правительство не может решить все проблемы по всей стране и сразу, поэтому «делегирует» часть своих обязанностей региональным НКО, выделяя им денежные средства под конкретные проекты. Но для того, чтобы получить эти средства, одной идеи мало – необходимо грамотно написать заявку на получение субсидии.

Хорошая идея –
основа проекта
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на осуществление каких-либо социальных проектов, исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Теме правильного написания заявки на участие в конкурсе социально значимых проектов был посвящен 2-дневный семинар, прошедший в конце мая в Благовещенске. Директор по развитию компании «Пи Ар Крафт» и  эксперт Общественной палаты РФ Алексей Зверев  очень подробно и доходчиво объяснил слушателям тонкости написания проектов. Как оказалось, наиболее частой ошибкой НКО, приступающих к написанию заявки, является то, что единственная цель, которую они ставят перед собой, – получение денег. Надо уяснить главное: проект пишется под конкретную идею, а не под деньги. Нет идеи – нет проекта! Необходимо убедить не в том, насколько хороша сама НКО, а сколько пользы принесет людям данный  проект.

Для  написания заявки необходимо сначала разобраться в некоторых специальных терминах.
1. Объектом социального проектирования принято считать того, кто подвергнется воздействию в ходе проекта. Это могут быть как отдельные личности, так и целые коллективы или социальные группы, а также и общественные взаимоотношения (нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.д.).
2. В ходе проекта с указанным объектом должны обязательно произойти изменения, что и будет основной целью работы (например, измениться отношение детей к сверстникам-инвалидам). Кроме того, при написании этого пункта заявки лучше всего использовать слова, конкретизирующие изменения (уменьшится число случаев насилия, увеличится количество детей, взятых под опеку, и т.п.).
3. Субъектом социального проектирования считается тот, кто будет непосредственно заниматься изменениями. Чаще всего такими субъектами выступают сами НКО, пишущие заявку.
4. В основе социального проекта должны лежать факты.  Никто не любит голословности, поэтому для подтверждения того, что конкретная проблема в регионе существует, не будет лишним приложить к заявке вырезки из газет на эту тему, статистические отчеты, социологические опросы и даже ссылки на распоряжения президента.
5. Суть заявки состоит в том, чтобы в наилучшем виде объяснить, каким образом расходы НКО связаны с конечным результатом ее деятельности в ходе реализации проекта. Конечный результат проекта должен быть понятен любому человеку, прочитавшему заявку.

Примерная
структура заявки

Структура заявки должна быть примерно следующей: титульный лист, информация об НКО и ее деятельности, описание проекта и детализированный бюджет. Название проекта должно легко читаться, то есть быть понятным и предельно кратким.

В описании проблемы необходимо доказать, что она действительно существует в данном регионе. Например, «в Новопольском районе около 30% населения — одинокие пенсионеры, страдающие различными заболеваниями». При этом целесообразно сделать ссылку на приложение со статистическими данными.
При описании проекта необходимо придерживаться четких формулировок и конкретных слов. Например, в проекте по профилактике здоровья одиноких стариков указать возрастные рамки, пол, конкретные заболевания, районы проживания данной категории граждан, а также условия их проживания: «Объект проекта – женщины и мужчины 1945 года рождения и старше, страдающие сахарным диабетом и гипертонией, проживающие в домах-интернатах для престарелых и  инвалидов в Новопольском районе».

Нельзя забывать про описание будущих позитивных изменений в ходе проекта: «В ходе осуществления проекта ожидается снижение  случаев приступов гипертонии у участников проекта  на 40%, обострений сахарного диабета – на 30%».  При софинансировании проекта из других источников нужно этот факт указать. Также желательно подчеркнуть, за счет каких источников НКО сможет продолжать работу после грантового проекта.

Детализированный бюджет необходим для того, чтобы показать конкурсной комиссии, что вы планируете купить и сколько это стоит в рублях. Не стоит включать в заявку такие мелочи, как канцелярские скрепки, равно как и дорогостоящую технику (если можно обойтись более дешевой) – скорее всего, на такую заявку придет отказ.
На сайте Общественной палаты РФ есть вкладка: http://grants.oprf.ru/, где рассказано о суммах, выделяемых государством на грантовые проекты, указаны все необходимые документы для подачи заявок.

Оставить комментарий