znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 1 (64) 2014 г.
Конкурс «Амурский юрист — 2013»: эссе

4 ЩербининОт редакции: Конкурс «Амурский юрист — 2013» остался в прошлом. Будет ли продолжение — пока неизвестно, но однозначно можно сказать, что прошел он не зря. 28 участников попытались проверить себя, добрались до финала лишь 19. Одним из заданий, оказавшимся наиболее сложным, было написание эссе на предложенные темы. Мы начинаем публиковать сочинения конкурсантов — после обобщения и анализа самые интересные предложения, высказанные участниками, будут направлены в соответствующие структуры. Некоторые идеи представляются спорными, но таково мнение авторов, поэтому текст публикуется практически без изменений. Вместе с эссе представляем и самих конкурсантов. Надеемся, что полученный опыт в конкурсных соревнованиях они смогут использовать с пользой для будущей профессии.

Виталий ЩЕРБИНИН, участник конкурса «Амурский юрист – 2013» (на фото)
Студент 4-го курса юридического факультета АмГУ. Окончил школу №8 в г.Свободном, а также школу искусств по классу фортепиано. В свободное время занимается аналитикой финансовых рынков, оружиеведением (изучает огнестрельное нарезное оружие советского и российского производства), собирает юбилейные монеты.
— Виталий, почему ты поступил учиться на юриста, что в этой профессии привлекает?
— Многие деятели нашего государства имеют юридическое образование, даже первые лица являются юристами. Юристы – это опора  страны, а Россия  сегодня нуждается в поддержке. Поэтому я решил стать юристом, помогать гражданам, хочется участвовать в жизни государства. Быть правоведом – престижно, больше всего привлекает возможность проявить себя в различных сферах деятельности социума.
— Как решил участвовать в конкурсе?
— Эта идея пришла еще летом, когда я увидел вопросы в вашей газете, но тогда еще не было номинации «Хочу быть юристом!». В начале учебного года она появилась, и я незамедлительно решил участвовать. Для любого юриста подобный конкурс – это возможность проверить свои знания и приобрести новые, лично я столкнулся с теми задачами, которые ранее мне не встречались.
— Что считаешь главным для юриста?
— Юристу важно иметь те качества, которые помогли бы ему легко ориентироваться в любой ситуации: наблюдательность, логика изложения и умозаключения (хотя бы  непротиворечие ее основным законам), расчетливость и своевременность.
— Какие имеются проблемы при обучении юристов и что нравится?
— Мы мало работаем с бумагами, т.е в основном (кроме производственной практики) изучаем одну теорию, а работа юриста неразрывно связана с бумажной работой. На мой взгляд, было бы целесообразно на 2-3 курсах вместе с изучением гражданского права и процесса ввести такой предмет как «основы документооборота» (желательно с юридическим уклоном). Мне понравилось учебное пособие под редакцией М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенова. Думаю, оно послужило бы хорошей помощью как при изучении правовых дисциплин, так и на практике. В целом учиться нравится, преподаватели – профессионалы  своего дела.
— Хотел бы работать по юридической специальности?
— Да, в органах государственной власти.
— Какие замечания и предложения по проведению конкурса?
— В целом конкурс мне понравился, хочется побольше таких конкурсов, соответственно, и призов тоже – побольше…
— Планируешь ли участвовать в подобном конкурсе в будущем?
— Конечно.

Эссе: «Человек боится обращаться к юристам…»

Тема: Развитие правового просвещения и правовой грамотности в Амурской области

Тема развития правового просвещения и правовой грамотности в Амурской области является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Несмотря на политику государства, направленную на развитие правовой грамотности и правосознания граждан, россияне, и в частности жители Амурской области, малограмотны в правовой сфере. Объясняется такая ситуация многими причинами. Среди них: недостаточное внимание государства к общеобразовательным учреждениям образования (школьникам практически не вкладывают азы важности соблюдения права) и правоохранительным органам (в плане повышения духовно-нравственного потенциала сотрудников); практически отсутствие контроля над средствами массовой информации. Все это в будущем вытекает в правовой нигилизм, граждане не доверяют государственным органам, вследствие чего пытаются сами разобраться в сложившейся ситуации, зачастую переходя грань дозволенного, происходит рост латентных правонарушений.
Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан утверждены Президентом РФ – в ст.20 Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Однако вышеперечисленные нормативно-правовые акты  носят больше писанный, декларативный характер, люди по-прежнему не знают, где и кто оказывает юридическую помощь, каким гражданам она полагается.
Со стороны оказания квалифицированной юридической помощи тоже не все гладко. Очень часто граждане, обращаясь за помощью к адвокатам, иным лицам, оказывающим юридическую помощь, рискуют оказаться в еще более тяжелой ситуации. Как правило, это происходит в связи с тем, что имеет место как проблема в подготовке квалифицированных кадров, так и всевозможные ухищрения со стороны юристов от выполнения своих непосредственных обязанностей. Человек боится обращаться к специалистам, полагая, что помимо того, что исход дела может быть не в его пользу, так он еще и останется должен за оказание некачественной юридической услуги. Бесспорно, это подрывает веру в  юристов, а в целом – в государство.

Возможен следующий
выход из создавшейся ситуации:
1. Ужесточить контроль над средствами массовой информации, в частности, над всемирной системой объединённых компьютерных сетей (цель – запрет размещения информации, которая способствует деградации общества, с введением строгих санкций за его нарушение); усилить внимание со стороны правоохранительных органов (цель – выявление правонарушителей).
2. Разместить в зданиях государственных и муниципальных учреждений, а также на «досках объявлений» информацию о всевозможной помощи гражданам, в том числе и юридической, с указанием категории граждан, которым она полагается, места ее оказания (при этом текст нужно ярко выделить, чтобы он «бросался» в глаза).
3. Ввести ответственность адвокатов и иных лиц, оказывающих юридические услуги, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих профессиональных обязанностей  (информацию о том, куда и к кому обращаться при неисполнении вышеуказанными лицами своих обязанностей, размещать непосредственно вместе с информацией об оказании помощи).

В отношении повышения духовно-нравственного потенциала работников правоохранительных органов, а также учителей, то, на мой взгляд, есть два способа решения проблемы:
1.При приеме на работу уделять внимание не только, к примеру, физическим данным и образованию – с претендентом на должность психолог должен провести работу (обследование) в морально-нравственном, психологическом плане.
2. С сотрудниками правоохранительных органов систематически проводить психологические беседы, тренинги и т.п.
Перечисленные предложения вполне сочетаются с направлением государственной политики, в том числе с финансово-экономической составляющей. Указанные меры не требуют больших затрат, их можно реализовать как на федеральном, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Оставить комментарий