znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

На чей бизнес дают деньги?

Ольга ПЕТАЙЧУК, депутат Законодательного Собрания Амурской области, 8-914-560-13-70, 8-924-148-63-63

Недавно я побывала в Свободненском районе, где как председатель комитета по вопросам предпринимательства Законодательного Собрания встречалась с предпринимателями сел Черновка и Желтоярово. Цель поездки состояла в том, чтобы выяснить, какие виды поддержки малого бизнеса действительно необходимы на селе. В 2018 г. ожидается, что господдержка (из федерального и регионального бюджетов) составит 91,6 млн. руб. (в 2017 г. было 7 млн. руб.). Кроме этого, губернатор на декабрьском Совете предпринимателей сообщил о том, что в областном бюджете будет найдено еще 50 миллионов. Таким образом, амурский бизнес может рассчитывать на 141 миллион рублей (если, конечно, никто не обманет).

91 миллион уже распределили
О том, как будет разделен 91 миллион, чиновники областного министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства уже не только сообщили, но и распределили по бюджетным статьям. Выглядит это так (с округлением, в миллионах рублей): на центр поддержки предпринимательства (оказание консультационных услуг, организация тренингов и т.п.) – 26,1; на центр кластерного развития и центр поддержки экспорта – по 15,1;на молодежное предпринимательство – 5,2; на создание микрофинансовой организации – 18,6; на поддержку бизнеса в моногородах – 11,4.

50 миллионов еще делят
Распределением обещанных 50 миллионов губернатор потребовал, чтобы занялись сами предприниматели. Поэтому из районов были собраны предложения, на основе которых Совет предпринимателей, собравшись еще раз, после бурного обсуждения написал свои рекомендации. Согласно им, 50 дополнительных миллионов следует потратить таким образом (с округлением, в миллионах рублей): на проведение регионального этапа предпринимательской премии «Бизнес-успех» – 1; на докапитализацию Фонда содействия кредитованию предпринимателей (в т.ч на создание микрофинансовой организации) – 14,4; на создание бизнес-инкубаторов, инно-, техно-, пром-, агропарков, центров поддержки экспорта и кластерного развития– 1; на гранты начинающим (молодым) предпринимателям – 3,5; на приобретение производственного оборудования, транспорта, в т.ч. по лизингу – 24; на социальное предпринимательство – 2; на участие в выставках в РФ и за рубежом – 2,5; на обучение собственников, руководителей и работников – 1,5. Эти данные мне представил министр Сергей Дмитриенко.

А что думают сельчане?
Предполагая, что подобное распределение, мягко скажем, не совсем отвечает интересам сельских предпринимателей (особенно миллионы на всяческие центры и консультации), я и предприняла поездку в села Свободненского района и город Свободный. Для того, чтобы донести до губернатора и областных депутатов мнение предпринимателей из глубинки, а не только тех бизнесменов, которые имеют возможность приезжать на заседания Совета и высказывать его вслух. Тем более, что губернатор поддержал мое предложение о предварительном обсуждении вариантов распределения денег в компании с министром Дмитриенко и заместителем председателя правительства Донцом (прежде чем будет принято окончательное решение).

Мои опасения оказались не напрасны. Свободненские предприниматели, представителем которых (в том числе) я в качестве депутата являюсь в Заксобрании, оказались согласны не со всеми направлениями поддержки, которые обозначил областной Совет предпринимателей. Они предложили свои варианты.

Предприниматели считают, что те 60 миллионов рублей, которые в целом запланированы на консультационные услуги различных центров, выставки и премии, было бы гораздо полезнее направить на реальную помощь. В частности, на покупку оборудования, транспорта, горюче-смазочных материалов, семян для посева, минеральных удобрений, компенсацию затрат на электрическую энергию. При этом помощь должна быть не тогда, когда все уже куплено, а затраченные деньги возвращаются через несколько месяцев, а то и год. Поддержка будет гораздо эффективнее, если предпринимателю средства будут предоставлены перед покупкой, и даже не ему напрямую, а поставщику за конкретное приобретение. Именно так происходит поддержка грантами некоммерческих организаций – создаются условия для выполнения проекта (выделяется определенная сумма средств), потом происходит его реализация, а затем – отчет о работе и потраченных деньгах. Кроме этого, куча справок, многоразовые походы от одного чиновника к другому, написание громадных бизнес-планов – все это не позволяет сельским труженикам наравне с городскими предпринимателями участвовать в конкурсах по получению государственной поддержки. Слишком много для этого нужно времени и сил, а поездки туда-сюда для селян – непозволительная роскошь.

Ни информации, ни анализа. Ни перспективы?
Оказалось, что и информация до глубинки доходит в минимальном объеме. Подавляющее большинство моих собеседников вообще не слышали ни о фонде, который предоставляет поручительство для получения кредитов в банках, ни о центре поддержки предпринимателей, который был создан в прошлом году. Ни, тем более, о тех услугах, которые они оказывают, включая льготное кредитование. Та позиция, что «кто хочет, тот все найдет» или «о нас и так все знают» – абсолютно не состоятельна. Сельским предпринимателям некогда сидеть в Интернете, рыскать по сайтам министерств в поисках объявлений о конкурсах. Кстати, зачастую необходимая информация размещается таким образом, что непосвященным найти ее очень сложно – она вроде есть, а в действительности ее нет. Объявления запихивают на второстепенные страницы сайта либо в новостной ленте, где они находятся несколько дней, а потом благополучно исчезают с главной страницы в архив. И не удивительно, что участниками «распила» государственных средств становятся одни и те же – приближенные к власти люди. Трудяги, для которых и должны быть предназначены эти деньги, остаются за бортом. Кто все-таки однажды смог подать заявку на конкурс господдержки, получив без объяснения причин отказ, в следующий раз уже не хочет участвовать в подобных сомнительных мероприятиях.

То, что малый бизнес в Приамурье не является важной отраслью экономики, стало очевидно после предоставленного депутатам Законодательного Собрания 25-го января в рамках «правительственного часа» доклада. Так называемый предоставленный «анализ» развития малого и среднего предпринимательства являл собой некую информацию с набором статистических данных относительно лишь последнего года. Никаких сравнений, выводов, никаких перспективных предложений. Более того, вместо необходимых сведений – многоточие. При таком подходе ни о каком развитии малого бизнеса в области речи быть не может. Необходимо не только изменить отношение, но и научиться слушать простых предпринимателей, которые работают далеко от министерских кабинетов. Которые и являются этим малым бизнесом. Вернее, даже микробизнесом. Именно на них сегодня еще держатся амурские деревни и российские земли. Если и далее ориентация в государственной поддержке будет направлена лишь на крупных предпринимателей, ТОРы (территории опережающего развития), моногорода (Белогорск, Свободный, Райчихинск, Тында) и консультационные центры, то вскоре Приамурье превратится в перевалочную базу для вахтовиков и землю «обетованную» для чужестранцев.

Оставить комментарий