Информация управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области

Виктория ЩУКИНА, главный специалист-эксперт отдела государственных и муниципальных заказов Амурского УФАС России, тел.(8-416-2)37-21-73

7 Краны сайтНесмотря на «детский» возраст Закона о закупках (принят 18.07.2011г. – прим.ред.), чиновники виртуозно научились его обходить. Ужесточение санкций для должностных лиц за нарушения законодательства в сфере государственных и муниципальных заказов не останавливает чиновников в поисках новых лазеек в законах с тем, чтобы получить из бюджета максимум средств для удовлетворения своих нужд. Часто такие поиски небезуспешны. Заказчики, не проводя торгов и прочих процедур, по соглашениям с нужными поставщиками и исполнителями приобретают товары, работы и услуги, не заключая при этом никаких договоров и контрактов. Участников таких соглашений мало волнует цена вопроса для бюджета.
В последнее время антимонопольные органы столкнулись с новым способом обмана государства – наличием устных соглашений между поставщиками и должностными лицами заказчиков об исполнении заказов без торгов, направленных на ограничение и исключение конкуренции. Попытки заключить соглашения с хозяйствующими субъектами на поставки товаров и выполнение работ предпринимаются заказчиками с завидным постоянством, только способы их реализации становятся все более изощренными.
Последние случаи, с которыми столкнулось Амурское УФАС России, с одной стороны, удивляют смелостью и размахом, с другой, настораживают. Как оказалось, на торги можно выставлять фактически выполненные работы или поставленные товары, чтобы впоследствии получить из бюджета на их оплату средства в двойном размере. И если бы не бдительность отдельных граждан, такой порядок размещения бюджетных средств мог бы стать нормой. Например, летом 2012г. к депутату Законодательного Собрания Амурской области обратились предприниматели, возмущенные незаконными действиями должностных лиц МЛПУ «Белогорская городская больница», объявивших в июне заказ на фактически выполненные строительно-монтажные работы.
Амурским УФАС России проведена проверка действий указанного заказчика и уполномоченного органа по проведению ими торгов на выполнение работ по реконструкции объекта «Травматологический центр второго уровня на 15 коек на базе хирургического комплекса ГБУЗ АО «Белогорская городская больница» на сумму 23 996 тыс. руб. В ходе исполнения ранее заключенных контрактов по этому объекту по согласованию и одобрению заказчика, под его гарантию предпринимателем выполнялись работы, не вошедшие в предмет исполняемых контрактов.
При участии прокуратуры Амурской области установлено, что уже до подведения итогов объявленных торгов индивидуальным предпринимателем был выполнен практически весь необходимый объем работ по объекту. Начальная цена контракта (на оставшуюся часть работ) составила сумму, соответствующую фактически выполненным предпринимателем работам. Победителем торгов признано лицо, прекрасно осведомленное о состоянии дел на данном объекте, поскольку само их и выполняло в качестве одного из субподрядчиков. Каким образом могли быть потрачены выделенные из бюджета десятки миллионов рублей, знал только заказчик и лицо, претендовавшее на них. Если бы антимонопольное управление не вмешалось в этот процесс, бюджет «похудел» бы почти на 10 млн. руб. Вышеописанные действия заказчиков не только ограничивают конкуренцию, но и ведут к бесконтрольному и неэффективному расходованию бюджетных средств. При этом следует отметить, что ответственность за антиконкурентные соглашения могут понести все их участники.
Предотвратить такого рода нарушения законодательства в сфере закупок сложно, но какие бы схемы ни придумывались заказчиками и предпринимателями, наказание неминуемо, поскольку при выявлении признаков ограничения конкуренции антимонопольный орган в течение 3-х лет вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам проведенной проверки  в отношении должностных лиц лечебного учреждения Амурским УФАС возбуждены дела об административных правонарушениях за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказа на выполнение работ, а также предоставление в уполномоченный орган недостоверной информации о перечне и объемах работ, подлежащих выполнению, повлекших завышение начальной цены контракта.
В феврале 2013г. решением комиссии Амурского УФАС в действиях Белогорской городской больницы и подрядчика, выигравшего торги, установлено нарушение антимонопольного законодательства. На момент рассмотрения указанного дела социально значимый для муниципального образования объект так и не был введен в эксплуатацию, хотя окончание работ по контракту изначально планировалось на сентябрь 2012г.
P.S: Предприниматель, который фактически выполнил все работы без контракта под письменные и устные гарантии заказчика, обратился с иском в Арбитражный суд Амурской области к Белогорской городской больнице о взыскании с нее неосновательного обогащения в размере 23 791 тыс.руб. Из сложившейся судебной практики подобные дела, как правило, заканчиваются заключением мирового соглашения с признанием ответчиком суммы иска.
Но кто проверит, реальна ли цена оплаченных работ, товаров или услуг? Этот вопрос остается открытым. Наличие сметы в данном случае не указывает на предел финансовых затрат для производства работ. Ведь смету, как резинку можно растянуть по желанию сторон.
Виктория ЩУКИНА,
главный специалист-эксперт
отдела государственных
и муниципальных заказов
Амурского УФАС России
тел. (8-416-2) 37-21-73