znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 4 (55) 2013 г.
Обществу необходима духовность

Ряховский сидит сайт кадр2Вопрос свободы вероисповедания не так прост, как кажется некоторым. Даже для атеистов он не всегда бывает решен окончательно и бесповоротно. Поэтому права и верующих, и неверующих есть и остаются неотъемлемыми правами каждого российского гражданина, гарантированные Конституцией. И, конечно, как и все законодательство, данное правовое поле, видоизменяясь, влияет на жизнь всей страны. Как это происходит, а также свое мнение по этому и другим, в том числе вполне светским вопросам, высказал недавно посетивший Благовещенск член Общественной палаты РФ, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), епископ Сергей РЯХОВСКИЙ. Тема сегодняшнего разговора – появление в школах нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Общеобразовательная
или воскресная?

Вопрос о введении нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» достаточно долго дискутировался и в Общественной палате, и в Государственной Думе, и на различных совещаниях. Отношение к нему неоднозначное как со стороны общества, так и со стороны религиозных организаций. Для традиционных религий – это очень удобная форма донесения своих традиций, обычаев, постулатов и основ веры до молодого поколения. Пилотный эксперимент, проходивший в нескольких регионах, показал, как работает этот проект: где-то возникали проблемы с родителями, где-то – между учениками, которые изучали разные конфессии, и тому подобное. Очевидно, надо было начать изучение основ религиозной культуры со знакомства со всеми мировыми конфессиями и религиями. Но, к сожалению, была сделана ставка на знакомство с отдельными сегментами. Кроме того, необходимо было узнать, как те или иные религии проявили себя на территории России.
Новый предмет содержит 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Согласно отчету Министерства образования РФ, представленному заместителем министра Игорем Реморенко, 70-80% родителей выбрали для своих детей два последних направления и всего лишь 20-25%  – узко-конфессиональный предмет.
Есть и другая сторона вопроса. При каждом уважающем себя религиозном учреждении – церкви, мечети, синагоге, дацане есть воскресные школы. Там и обучаются дети, чьи родители избрали для себя конкретную конфессию, вероисповедание и благословили на это обучение своих детей. А вот что принесет преподавание такого предмета в школе, когда один учитель будет преподавать историю разных религий, пока не понятно.  Считаю, что проведение эксперимента все-таки необходимо, а вот что касается практики – время покажет, насколько было правильно и целесообразно введение в школьную программу такой дисциплины. То, что нашему народу, а особенно детям, необходима духовность, бесспорно. Вопрос в другом: как ее донести.

«Русь крещена,
но не просвещена»

Эти слова, сказанные однажды Патриархом Русской Православной церкви Алексием Вторым, как нельзя лучше описывают сегодняшнюю ситуацию в России. Долгие годы советской власти, атеизма, репрессий, гонения на церковь не прошли даром – что-то в душах нашего народа они все-таки искоренили. До октябрьской революции Закон Божий преподавали в школах. Однако это не остановило в 17-м году тех, кто расстреливал священников, сносил и разрушал церкви. А ведь это были не какие-то иноверцы, это были матросы, солдаты и рабочие, крестившиеся и венчавшиеся в этих же церквях и отпевавшие в них своих близких. И Закон Божий они изучали. Так, может, сегодня необходимо действовать по-другому? Например, возрождать другие институты гражданского общества. Ведь то, что нам навязывается, далеко не всегда воспринимается как истина, как возможность познания. Это очень важный и нужный вопрос и он должен сначала быть хорошо продуман нашими учеными вместе с представителями различных религий и конфессий.

«Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку: люби ближнего своего, как самого себя; не убий; не кради; не лги; будь милосерден, помогай бедным и защищай слабых; не помни зла. Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности…
Источники нравственных заповедей определяются по-разному. Верующие считают, что они установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни, истинность которого доказана опытом многих предшествующих поколений. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель».
(Из проекта брошюры для родителей 2009г., подготовленной на основе обращения министра образования и науки РФ А.Фурсенко к родителям )

Оставить комментарий