znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Особенности размещения наружной рекламы

Ирина ОСТАПЧУК, руководитель юридического агентства «Максимум», 8-914-385-70-11

Размещение наружной рекламы и установка рекламных конструкций регулируется ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (далее также – «Закон о рекламе»).

Статья 19 Закона о рекламе содержит примерный перечень технических средств: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты. Данный перечень не является закрытым, соответственно, положения о размещении наружной рекламы также применяются к иным конструкциям, прямо не перечисленным в статье 19, однако отвечающим признаку технического средства стабильного территориального размещения. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение – на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы.

На что следует обращать внимание при размещении наружной рекламы и установке рекламных конструкций?

1. Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы и социальной рекламы (ч. 2, ст. 19).

2. Реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (п. 3 ч. 4 ст. 5)
Размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, запрещено.
Нарушение данного запрета влечет наложение административного штрафа.

3. Особые требования применяются к размещению рекламы на памятниках истории и культуры народов Российской Федерации, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Помимо Закона о рекламе, размещение рекламы на таких объектах регулируется ст. 35.1. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно этому закону, не допускается размещение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест. Этот запрет не применяется в отношении рекламы (в том числе спонсорской), содержащей исключительно информацию о проведении в этих местах театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

4. Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (ч. 4, ст. 19).
Помимо уже упоминавшегося запрета на размещение рекламы, угрожающей безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в сфере размещения рекламных конструкций действует ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», устанавливающий общие технические требования к средствам размещения наружной рекламы, способам их установки и особенностям эксплуатации, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения.

5. Не допускается установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Требования к порядку выдачи разрешения на установку рекламной конструкции установлены частями 9-9.3 статьи 19 Закона о рекламе.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
С заявлением о получении разрешения вправе обратиться собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества либо владелец рекламной конструкции. К таким иным законным владельцам недвижимого имущества относятся:
• лицо, управомоченное собственником такого имущества, в том числе — арендатор;
• лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
• лицо, обладающее правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество;
• доверительный управляющий.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, а также в случае, когда срок действия такого разрешения истек, она подлежит демонтажу (ч. 10 ст. 19).
Нарушения этих правил, а именно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента или установка без предусмотренного законодательством разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц – от 3000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 руб. (ст. 14.37 КоАП РФ) за каждый вид нарушения.
Кто отвечает за нарушение требований законодательства к размещению наружной рекламы?

По этому вопросу свою позицию обозначил Высший Арбитражный Суд РФ, которую закрепили в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58: «Рассматривая дела, связанные с привлечением лиц к административной ответственности за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, суды должны исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.37 КоАП РФ, могут являться не только заказчик по договору на установку рекламной конструкции, в интересах которого производится такая установка, но и лицо, непосредственно выполнившее работу по установке рекламной конструкции, так как оно обязано удостовериться в том, что заказчик работ обладает соответствующим разрешением на установку рекламной конструкции».

Статья написана с использованием интернет-материалов

Оставить комментарий