znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 2 (53), 2013 г.
Под лозунгом защиты прав ребенка

Реалии ювенальных технологий в российском законодательстве

Татьяна ВАСИЛЕГА, юрист

Татьяна ВасилегаВсе чаще с экранов телевизоров мы узнаем о случаях изъятия детей из семей «по социальным показаниям» либо под видом запрета насилия в семье – все это становится обыденным делом в любом уголке России.
Права детей в России защищаются большим числом государственных и муниципальных органов, к которым относятся: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, суды, прокуратура, органы внутренних дел, органы образования, органы здравоохранения и социального развития, различные комитеты и правозащитные общественные организации.
Действующая сегодня в России система защиты прав несовершеннолетних в основном сформировалась с принятием в 1998г. Государственной Думой двух Федеральных законов: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№124-ФЗ от 24.07.1998) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120-ФЗ от 24.06.1999).
Именно эти два закона являются правовой основой не только для профилактики правонарушений несовершеннолетних, но и для применения ювенальных технологий, являющихся частью ювенальной юстиции. На их основе принимается региональное законодательство, работают правоохранительные органы, органы исполнительной власти на местах, в том числе опеки и попечительства.
Реформирование семейного законодательства под лозунгами защиты прав ребенка предлагает неоднозначную систему ювенальной юстиции, заимствованную из западного опыта.
Под «ювенальной юстицией» в России принято понимать прежде всего «ювенальные технологии», т.е. приемы и методы специализированных органов (таких, как опека и попечительство) в целях защиты прав несовершеннолетних.
Российская Конституция и Семейный кодекс провозглашают, что семья неприкосновенна и государство не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Семья для ребенка – наиболее безопасное место, где о нем заботятся больше всего, поэтому ребенка нельзя рассматривать отдельно от его семьи.
С другой стороны, очевидным является факт, что в определенных семьях имеется угроза нарушения прав ребенка, например, насилие в семье или невыполнение родителями своих обязанностей. Органы опеки по логике законодателя должны как раз выявлять такие нарушения и обеспечить защиту прав детей в таких семьях.

Спорный
регламент
В России уже сформирована и действует система по выявлению социально опасных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого практически во всех субъектах РФ утвержден «Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении».
Согласно этому документу, семью признают «находящейся в трудной жизненной ситуации» не только на основании четких и понятных критериев (семья, в которой дети совершили преступление или правонарушение; возвращение родителей из мест лишения свободы), но и при наличии довольно спорных и не всегда доказуемых пунктов:
— отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные условия и т.д.);
— отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка;
— постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями.
В Государственную Думу внесен и уже принят в первом чтении законопроект, который предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства. Целью внесения изменений является совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих создание эффективной системы работы органов опеки и попечительства на всех этапах защиты прав ребенка, начиная с оказания профилактической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, в которых родители препятствуют нормальному воспитанию и развитию детей, отрицательно влияют на их поведение. При этом в законопроекте не определено, что следует считать «нормальным воспитанием и развитием» или же «отрицательным влиянием на поведение детей». Эти понятия являются оценочными категориями. Вопрос о том, кого из родителей следует считать нормально воспитывающими своих детей, а кого – нет, полностью отнесен на усмотрение чиновников. Это дает возможность органам опеки и попечительства признать практически любую семью социально опасной и установить над ней социальный патронат.

Очевидные
недостатки
Итак, почему вышеуказанные федеральные законы, призванные защитить ребенка и семью, не дают положительных результатов и, наоборот, работают против семьи?
Их недостатки очевидны: отсутствие четких правовых понятий и введение расплывчатых определений, таких. как «семья в социально опасном положении»; отсутствие регламентов деятельности структур, задействованных в работе с детьми, семьями; необеспеченность гарантий защиты конституционных прав личности на защиту семьи, частную жизнь, личную и семейную тайну; признание преступным естественного права родителя на воспитание своего ребенка методом принуждения (насилия) и, следовательно, нарушение принципа презумпции невиновности.
Совершенствование семейного законодательства необходимо, но, безусловно, вместо концепции «государство – лучший родитель» на уровне гаранта Конституции должны быть закреплены права семьи, а также законодательно сформулированы четкие дефиниции и механизмы взаимодействия компетентных органов с семьей.

Оставить комментарий