znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Права коллекторов ограничили

Информация Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» и Управления Роспотребнадзора

Вероника ЕРЕСКИНА, юрисконсульт Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области»

При взаимодействии с коллекторами потребителю нужно помнить, что коллекторские организации не вправе применять к должнику какие-либо меры принуждения. Согласно законодательству, такими полномочиями наделена лишь Федеральная служба судебных приставов (ФССП), сотрудники которой могут изъять имущество, наложить на него арест, выселить из жилого помещения и т.п. (ст. 5, ч. 1, 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Коллекторы такими правами не обладают, суть их деятельности сводится к тому, чтобы убедить должника выплатить долг (Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон).

Коллекторской деятельностью вправе заниматься организации, сведения о которых включены в Государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Данный реестр ведет Федеральная служба судебных приставов. Сведения реестра являются открытыми и размещаются на сайте ФССП и самой коллекторской организации в сети интернет.

В течение 30 рабочих дней со дня привлечения коллекторской организации для взаимодействия с должником по просроченной задолженности кредитор должен уведомить об этом должника (ст. 9 Закона).

При встрече и телефонном разговоре коллектор обязан сообщить должнику наименование кредитора, коллекторской организации, а также фамилию, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего взаимодействие (ст. 7 Закона).

Коллекторские организации в соответствии со ст. 4 Закона могут взаимодействовать с должником только путем:
— личных встреч и телефонных переговоров (непосредственное взаимодействие);
— телеграфных, а также текстовых, голосовых и иных сообщений по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи (то есть путем направления телеграмм, сообщений по электронной почте, смс-сообщений и др.);
— почтовых отправлений по месту жительства должника или по месту его пребывания.
Личные встречи и телефонные переговоры с должником допустимы только в рабочие дни в период с 8 до 22 часов, а в выходные и нерабочие праздничные дни — с 9 до 20 часов по местному времени по месту жительства должника или по месту его пребывания, известным кредитору или коллекторской организации.
Ограничивается и частота взаимодействия коллекторов с должником:
— личные встречи допустимы не более 1 раза в неделю;
— телефонные переговоры – 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;
— телеграфные сообщения и сообщения по сетям электросвязи – 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц.

Должник вправе встречаться и вести переговоры с коллекторской организацией только через своего представителя (адвоката), а также вовсе отказаться от такого взаимодействия, но не ранее чем через 4 месяца с даты возникновения просрочки по денежному обязательству, направив письменное заявление через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку (ст. 8 Закона).

Применение к должнику физической силы, угрозы убийством или причинения вреда здоровью, уничтожение или повреждение имущества, оказание психологического давления на должника и иных лиц, использование выражений и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц, не допускается.
Если коллекторы превышают свои полномочия – пытаются изъять имущество, ведут себя агрессивно, угрожают, оскорбляют, а также применяют (либо грозят применить) физическую силу и т.п. – должнику рекомендуется вызвать полицию, так как такие действия влекут административную, а также уголовную ответственность.
В случаях, когда телефонные звонки и визиты коллекторов происходят в неустановленное время, либо чаще, чем это предусмотрено законом, рекомендуется для подтверждения нарушений со стороны коллекторов записать переговоры, запросить детализацию телефонных переговоров у оператора связи и обратиться с жалобой на их действия в территориальный орган ФССП.

Оставить комментарий