znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

№ 10 (97) 2016 г.
Право выбора:

Шахова Т. сайтТатьяна ШАХОВА, юрист, 8-914-596-13-64, tanilaw27@gmail.com

Продолжительное время ведётся горячая общественная дискуссии о возможности запрета абортов в России. Вопрос сложный, так как имеет морально-нравственные, медицинские, правовые и религиозные аспекты. С точки зрения этики аборт – всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина, решающаяся на аборт, всякий раз стремится избежать «большего зла». Но к абортам нельзя привыкать, их нельзя считать нравственно-нормальным явлением. В голове не укладывается, как та, которая создана быть источником жизни, может стать носительницей зла, смерти для своего еще не родившегося ребенка!? Женщина – детоубийца…

Основной правовой проблемой является определение статуса эмбриона. Зачатого ребенка не считают человеком, отсюда все разногласия. Но эмбрион – это «потенциальный человек», это ребенок на внутриутробном этапе своего развития.

В сети интернет имеется открытое письмо, подписанное заведующим кафедрой  эмбриологии биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, профессором, доктором биологических наук В.А.Голиченковым о том, что «жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери.

Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума».
Как известно, где начинаются права одного человека, там  заканчиваются права другого. И здесь речь идет о самом важном, фундаментальном праве – праве на жизнь. Оппоненты инициативы твердят, что «женщины будут лишены права выбора». А имеет ли право выбора беззащитный, живой, но еще не родившийся ребенок? Почему у нас в стране одни люди могут решать за других людей – жить им или умереть?

Закон обязан защитить права всех граждан. И одним из этих прав является право на жизнь.
Декларация прав ребенка, принятая Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959г., в преамбуле подчеркивает: «Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».  Аналогичную формулировку использует и Конвенция о правах ребенка 1989г. Это означает, что международно-правовые акты направлены на установление обязательств по защите эмбриона.

Какова же правовая защита еще не рожденного плода в Российской Федерации?
Согласно Конституции, человеческий эмбрион не является носителем права на жизнь, поскольку в п.2 ст.17 провозглашается: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Уголовный закон также связывает начало жизни с моментом физиологических родов, то есть с началом процесса выхода плода из утробы матери. Однако имеются и предпосылки  для уголовно-правовой защиты эмбриона. Так, законодатель выделяет такой квалифицирующий признак преступлений, как их совершение в отношении беременной женщины, поскольку фактически посягает на две жизни.

Гражданское право идет немного дальше, поскольку признает некоторые права нерожденного. По общему правилу, человек приобретает правоспособность в силу рождения, однако ст.1116 Гражданского кодекса РФ гласит: «К наследованию могут призываться граждане… зачатые при жизни наследодателя».
Налоговый кодекс РФ относит к категории налогоплательщиков лиц, имеющих право на стандартные налоговые вычеты, которые в момент аварии 1957г. (производственное объединение «Маяк», сброс радиоактивных отходов в реку Теча) и эвакуации в 1986г. из зоны Чернобыльской АЭС находились в состоянии внутриутробного развития (пункты 11-12 ч.2 ст.218).

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» закрепляет право детей, зачатых при жизни потерпевшего, на обеспечение по страхованию.

Как видим, содержание ряда правовых норм в России позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях жизнь и телесная неприкосновенность эмбриона выступает в качестве объекта, охраняемого уголовным, гражданским и другими отраслями права. Однако Конституция РФ исключает правовую охрану нерожденного. Налицо противоречие между Основным законом и отраслевым законодательством. Думается, что закрепление в Конституции РФ расширенного понятия права на жизнь позволит разрешить существующие коллизии.
До тех пор, пока идут споры о том, какие права важнее: право на жизнь или на свободу сексуальной жизни, право выбора убить или позволить жить, в России абортируется наше общество, его потенциальные сограждане.
«Если вы веруете в Бога, то вам не нужно изучать генетику – вы и так знаете, как себя вести. Вы знаете и ответы на вопросы типа: что такое человеческое существо, как защитить человеческое существо, как уважать человеческое существо, можно ли манипулировать человеческими зародышами. Вам достаточно короткой заповеди, которая подскажет в любой ситуации, что делать и чего не делать. Не требуется никаких голосований, процедуры принятия решений, не нужно слушать комментарии по радио и телевидению. Главное – держать в сердце всего лишь одну фразу. Если законодатели и естествоиспытатели научатся уважать эту фразу, то я смогу думать, что впредь наука будет честно служить человечеству. Эта фраза, эта заповедь и в самом деле очень проста, но она решает все: «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». Это слова французского профессора, отца современной цитогенетики Жерома Лежена.

«Аборты — это убийство, и надо об этом открыто говорить. Надо создавать и социальные условия, и поддержку женщин, оказавшихся в трудных ситуациях, и многое другое».

Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации 

Оставить комментарий