znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 2 (53), 2013 г.
Прежде чем сделать – посоветуйся

Ольга ПЕТАЙЧУК

на фото: Юрий БЕРЕЗУЦКИЙ, уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае

SONY DSCЛюбое дело, даже очень нужное, в какой-то момент становится бесперспективным, если оно останавливается в своем развитии. Именно такое ощущение все чаще и чаще приходит в процессе подготовки очередного номера газеты. И даже звонки читателей о необходимости такого правового издания, как наше, не спасает ситуацию. Свежий импульс развития можно получить, только расширив горизонты. Новые встречи, новые люди принесут в газету и новые темы, и главное – новые решения старых проблем, потому что проблемы, как правило, всюду одни, а вот способы их разрешения – разные. И январская встреча у уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае — тому подтверждение. Причем, она оказалась полезной обеим сторонам. Хабаровчане заинтересовались нашей газетой, потому что такого специализированного юридического издания у них нет. Для нас же востребованым может оказаться опыт работы соседей, особенно в плане взаимодействия с федеральными структурами и защиты лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Забегая вперед, скажу, что вопрос о более тесном взаимодействии амурских и хабаровских правозащитников оказался настолько актуален, что было решено не только чаще встречаться, но и начать прорабатывать тему возможности создания региональной правовой газеты. Более подробно об этом пока трудно говорить, но, как показывает жизнь, даже самые смелые проекты имеют свойство исполняться.
Юрий БЕРЕЗУЦКИЙ, уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае:

— Юрий Николаевич, институт уполномоченного по правам человека создан не так давно. Вы удовлетворены своей работой в целом?
— История создания института уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае началась давно. В 2006г. был принят краевой закон о создании и принципах деятельности уполномоченного, с тех пор и началась работа. Мы могли видеть, как работают коллеги –Амурская область имела на тот момент больший опыт, чем у нас, поэтому мы учились у своих соседей. Был пример работы В.Лукина, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Тем не менее, местная специфика присутствует. Можно вспомнить встречу В.Путина с уполномоченными в августе 2012г. – коллеги из регионов говорили о необходимости создания модельного закона, который бы действовал в рамках конституционного закона, чтобы формат работы региональных уполномоченных был схож.
Что же касается «доволен — не доволен» работой, то 3,5 тысячи обращений в год – как это расценивать? Если исходить из плотности населения в регионе, то оценка двойственная. С одной стороны, институт уполномоченного стал узнаваемым — люди, видя эффективность нашей работы, обращаются за помощью. С другой стороны, я не доволен, так как эти цифры из года в год не имеют тенденции к уменьшению. Это говорит о том, что пока не удается устранить системные причины, которые приводят к обращениям наших земляков. На первом месте – жалобы на качество услуг ЖКХ, предоставление жилья, вопросы социального обеспечения. В первую очередь — это следствие недостатков в законодательстве и качество работы исполнительных органов власти. Прошедший год показал, что на ведущие позиции выходят вопросы граждан, связанные с судебной защитой. Здесь я доволен. Люди стали выходить в законодательную плоскость – решают свои вопросы не по наитию, не с помощью эмоций, а идут в суды, туда, куда и должны идти. Естественно, после состоявшегося  решения суда две стороны в большинстве своем довольны быть не могут, поскольку выносится решение в пользу какой-то одной из сторон. Но бывает, что недовольными остаются все участники судебного процесса. Я не раз обращался к землякам: прежде чем произвести какое-то действие, приди, посоветуйся, посчитай риски и тогда только принимай решение. И я рад, что мой призыв многими жителями нашего края услышан.

— Скажите, как уполномоченный работает с гражданами в Хабаровском крае?     
— Формы работы прописаны в региональном законе, придумывать особо ничего не надо. Первая – работа по тем обращениям, которые поступают, 30 процентов из  них решены положительно. Полагаю, что это много, если учесть что каждый видит именно свою проблему. Но по ряду вопросов проблема решена быть не может. Например, судебный акт вступил в законную силу – тогда мы можем только посоветовать, по каким ступенькам идти дальше, но изменить его или отменить мы не вправе.
Вторая форма работы — до 60 процентов всех обращений – консультирование, в особенности это касается выездных приемов. Наш край большой, и не всегда люди могут приехать к нам. Тогда мы едем в районы сами и работаем как консультативный центр – день-два-три, сколько надо. Юридическое консультирование, а другими словами правовое просвещение,  проводим и через СМИ (отдаю должное вашей газете и буду думать, как реализовать эту идею у нас). Мы постоянно присутствуем в информационном пространстве. Регулярно на региональном телевидении в прямом эфире идет передача «Территория права», на которой происходят диалоги с приглашенными собеседниками и зрителями. Совместно с правозащитными и государственными организациями выпускаем буклеты с разнообразной юридической информацией – уже вышло 11 выпусков тиражом 10-15 тысяч с возможностью допечатывания по 7-8 тем в каждом.
Третья форма работы – усовершенствование законодательства региона, а иногда и федерального. Здесь, конечно, сложновато, поскольку региональные законы не предусматривают возможность уполномоченного оценить степень взаимодействия с федеральными органами. Перед встречей с президентом мы обсуждали в своем кругу, что надо найти рычаги воздействия со стороны уполномоченных на федеральные структуры. На это президент сказал четко: «Уважаемые коллеги, у вас есть авторитет для того, чтобы работать с федеральными структурами. Не надо менять закон и дописывать вам те же функции, как у прокуратуры. Ваша должность публичная и авторитетная, взаимодействуйте!». Поэтому, реализуя это направление, мы не стесняемся выходить на федеральный уровень, со многими структурами у нас заключены соглашения, что помогает в работе. Не стесняемся обращаться напрямую в Правительство Российской Федерации. Не скажу, что получаем быстрый ответ и положительное решение. Но в большинстве случаев такие коммуникативные каналы дают положительный эффект – в частности, этим способом в крае было обеспечено снабжение граждан, находящихся в местах лишения свободы, зимней обувью.

Продолжение следует

Оставить комментарий