znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 3 (66) 2014 г.
Шуба в рассрочку

Виктория БОЛЬШАКОВА

7 шубаОт нашей читательницы мы узнали историю, которая может послужить хорошим примером всем нам – покупателям, клиентам, потребителям – в том, как можно и нужно отстаивать свои права. При этом имейте в виду, что наша героиня – пожилая женщина, инвалид, которая живет на небольшую пенсию и с трудом передвигается из-за болезни.
В сентябре в одном из магазинов Благовещенска Наталья Сергеевна (имя изменено) присмотрела мутоновую шубу. Шуба понравилась, да и размер подошел, только цена для женщины показалась высоковатой. «У нас можно купить шубу в рассрочку на несколько месяцев», — сказала продавец. Наталья Сергеевна так и сделала. Заплатила первый взнос, получила квитанцию об оплате и пошла домой. Шуба, естественно, осталась в магазине. Когда покупательница пришла во второй раз с очередным денежным взносом, решила примерить шубу еще раз. Теперь вещь показалась ей явно маловатой и не очень удобной.  Наталья Сергеевна засомневалась, нужна ли ей вообще такая вещь. На что продавец сказала, что в случае отказа от покупки деньги ей вернут не все, а за вычетом 10 %  от полной стоимости шубы. Конечно, отдать такую сумму для женщины-инвалида было накладно. Да и в законности таких требований она засомневалась. Наталья Сергеевна попросила подобрать ей другую шубу, была согласна даже ждать нового поступления, т.к. эта вещь явно не подходила по размеру. Но продавец ответила, что нового поступления шуб не ожидается. Покупательница ушла домой с новой квитанцией о внесении теперь уже второго взноса.
Наступила зима. Однажды на рынке Наталья Сергеевна обратила внимание на другую шубу, которая оказалась дешевле и лучше той, за которую она уже отдала часть денег. Но финансовых средств на еще одну покупку не было, а вернуть свои кровные, внесенные в счет задатка, не получалось. Потом женщина заболела, началась череда приемов у врачей и долгое лечение. Наконец она опять пришла в магазин. И еще больше усомнилась в своей покупке, к тому же оказалось, что у шубы надо обрезать рукава. Продавец пообещала отвести покупательницу в ателье для бесплатной подгонки рукавов. Оплатив наконец всю стоимость шубы, она оставила ее еще на три дня в магазине, чтобы потом вместе с продавцом сходить в ателье. Через три дня мастер подогнала женщине длину рукавов. Естественно, что на размер всего изделия это не повлияло. А в том магазине, кстати, новые шубы все-таки появились! Померив дома еще раз, Наталья Сергеевна поняла, что носить шубу нельзя, она настолько тесная, что даже поднять руки проблематично,  а ведь ей приходится постоянно ездить в автобусах и держаться в них за поручни.
Далее опять последовало медицинское обследование, лечение, и было уже просто не до шубы. Она так и висела дома с ярлыком, как говорится, ни разу не надеванная, несмотря на то, что была уже зима. Наконец, выбрав время между приемами врачей, Наталья Сергеевна решила все-таки попытаться вернуть свои деньги через суд.  Но это оказалось не так просто и быстро. Была она и в отделе по защите прав потребителей, и у частных юристов, и в Роспотребнадзоре. Мало кто из специалистов верил в успешное завершение дела. Однако составить исковое заявление в суд все же помогли. Конечно, беспроигрышным вариантом было бы нанять себе грамотного юриста, который мог представлять интересы истицы в суде. Но на это у Натальи Сергеевны не было средств.
Первое заседание суда было перенесено по просьбе истицы в связи с лечением, она на тот момент лежала в больнице. Настал день судебного заседания. В качестве ответчика пришел муж хозяйки магазина, а не она сама.
На предложение судьи провести заседание именно в таком составе Наталья Сергеевна не согласилась, потребовав встречи с самой хозяйкой мехового отдела и ее продавцом. После часа ожидания в коридоре наша читательница все-таки  встретилась со всеми представителями ответчика. Единственным ее требованием был возврат своих денег. Оплаты морального ущерба она не требовала, расходов на транспорт и консультации юристов – тоже. Несмотря на отсутствие у женщины-инвалида юридического образования и присутствия на суде поддержки юриста, она довольно грамотно подготовилась к заседанию. Наталья Сергеевна принесла все медицинские справки, подтверждающие, что именно по причине болезни она не сразу обратилась в суд. Продемонстрировала суду и саму шубу, явно не подходящую по размеру. И суд вынес решение о возврате денег истцу, а шубы – ответчику.

Татьяна ВАСИЛЕГА, юрист, tanilaw27@gmail.com

Подобных историй, когда человек практически сам, без юридического образования  и помощи профессионалов защитил свои права, немного. Но они есть, и с каждым годом судебных решений в пользу простого гражданина, на мой взгляд, становится все больше. Конечно, в первую очередь это касается защиты прав потребителя. Если вы так же, как героиня этой статьи, решите самостоятельно предстать перед судом, думается, что вам не помешают несколько советов. Первое – познакомьтесь с нормативно-правовыми актами по данной теме (в нашем случае – с Законом о защите прав потребителей). Второе – получите консультацию у профессионалов (по ряду случаев вас проконсультируют бесплатно как в государственных структурах и юридических консультациях, так и адвокаты, участвующие в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи).  Третье – по возможности ознакомьтесь с судебной практикой по аналогичным делам (это легко сегодня сделать с помощью Интернета). Четвертое – составление искового заявления в суд все же желательно поручить профессионалу либо написать его после подробной консультации с ним.
И главное – если вы уверены, что ваши права нарушены и готовы их отстаивать, то верьте в свои силы и правосудие даже тогда, когда опытные  юристы не надеются на успешное окончание дела. Конечно, гарантии того, что вы его выиграете нет, но возможность — есть!

Оставить комментарий