znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Социальное партнерство: государство и церковь

Татьяна ШАХОВА, юрист,  8-914-596-13-64, tanilaw27@gmail.com

Ведущие российские ученые-религиоведы, представители религиозных и общественных организаций, государственной и муниципальной власти, правоведы и гости из других стран 12 сентября собрались во Владивостоке для обсуждения темы «Социальное партнерство государства и религиозных объединений в современном мире: правовые и практические аспекты». Вопросы, которые затрагивались, касаются и человека, и гражданского общества в целом. А активное гражданское общество в России только начинает формироваться – назвать его сформированным в полном смысле этого слова пока нельзя.

Учредителями мероприятия выступили Институт истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российское объединение исследователей религии, Славянский правовой центр при участии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Эксперты отметили важность проведения семинара в регионе с богатой религиозной традицией и культурой. Работа шла по нескольким основным направлениям: российский и мировой опыт государственно-конфессионального партнерства в миграционных процессах; виды, формы и методы социального партнерства государства и церквей в современном мире; сотрудничество государства и Церкви в научной и образовательной сферах, правовые аспекты социального партнёрства, роль и место религии в политических процессах. В рамках семинара прошёл «круглый» стол, посвященный практическим вопросам государственно-конфессиональных отношений в Дальневосточном регионе.

Участники семинара подняли ряд проблем. Во-первых, нашей стране не хватает религиоведов, специалистов по государственно-конфессиональным отношениям. Особенно – на региональном уровне. В Москве действует Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. Есть площадка Общественной палаты, в составе которой действует комиссия по модернизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Есть комиссия при Правительстве Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями. Есть комитет Государственной Думы России по развитию гражданского общества и делам общественных и религиозных объединений. На всех этих площадках ведётся обсуждение проблем как реализации свободы совести и вероисповедания, так и деятельности религиозных объединений, прорабатываются законы, предложения. В регионах же картина другая – специалистов зачастую нет, нет и подобных площадок. И многие чиновники работают с конфессиями, исходя из своих личных субъективных убеждений и амбиций. Отсюда и возникают проблемы и у религиозных объединений, и у отдельных верующих.

У нас в стране на сегодняшний день в органах Минюста зарегистрировано 30 073 религиозных объединения разных конфессий. Государство обращается ко всем религиозным объединениям с просьбой о помощи в социальном служении. Здесь и помощь малоимущим, и реабилитационные центры, и поддержка традиционной семейной модели, и другие социальные программы. И многие религиозные объединения делают большой вклад в социальной сфере.

Однако же, когда представители отдельных религиозных организаций приходят к местным чиновникам, то они начинают делить религиозные движения на «правильные» и «неправильные», на «наши» и «не наши». Соответственно, отказываются от социального партнёрства с «нетрадиционными», по их представлению, религиозными объединениями. Хотя те же баптисты, адвентисты и пятидесятники – более 100 лет в России, а некоторые и 150 лет. Но их всё равно считают «нетрадиционными», отказывая в социальном партнерстве.

Также есть проблемы, связанные с законодательством. Законодательство, естественно, меняется, совершенствуется. Но, к сожалению, изменения, которые касаются религиозных объединений (по Федеральному закону №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»), готовятся не специалистами, а людьми, далёкими от практической деятельности религиозных объединений. При этом действующее законодательство зачастую применяется избирательно.
На семинаре обсуждалось и качество религиоведческой экспертизы. Она всё чаще запрашивается судами при рассмотрении дел, связанных с религиозными объединениями. Качество таких экспертиз, к сожалению, падает. И причиной часто является политизация взаимоотношений представителей региональной власти с религиозными объединениями на местах.

Итогом работы семинара стал обмен идеями и взглядами на динамику религиозных процессов и потенциал их влияния на жизнь социума в России и мире. Были поставлены острые и сложные вопросы социального партнерства, в том числе о необходимости более профессионального подхода к законодательному регулированию религиозной жизни, намечены конкретные пути их решения.

Оставить комментарий