znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 5 (56) 2013 г.
В поисках иностранных агентов

Татьяна ВАСИЛЕГА, юрист (tanilaw27@gmail.com)

Татьяна ВасилегаДля многих руководителей и волонтеров некоммерческих организаций прошедшая весна выдалась жаркой. К сожалению, это было обусловлено не погодными условиями, а массовыми проверками органами прокуратуры.  Что же послужило основанием для проверок, и оправданы ли затраченные для этого ресурсы?

По данным Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, прокурорские проверки затронули несколько тысяч НКО, включая уважаемые и признанные правозащитные, экологические, исследовательские, образовательные, спортивные, религиозные и многие другие организации.
В рамках
закона?
Генпрокурор объяснил необходимость проверок тем, что они проводятся в рамках Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части, которая затрагивает правовое регулирование организаций, выполняющих функции иностранного агента.
При этом сотрудники прокуратуры требовали от НКО представления в неоправданно сжатые сроки больших массивов документов (до нескольких тысяч листов) за 2010-2013 годы, многие из которых можно было легко получить на сайтах организаций либо в органах юстиции и налоговой службы. В некоторых случаях проверки проходили в грубой форме, с блокированием помещений, выемкой компьютеров, многочасовыми опросами.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (п.2 ст.21). Однако такой информации прокуратурой не было предоставлено. При этом, видимо, чтобы не тратить время на изучение законодательства в отношении вопросов узкой направленности (например, СНИП, СанПин), прокуратура привлекла к отдельным проверкам сотрудников МВД, ФНС, Роскомнадзора, Роспотребнадзора, МЧС, ФСБ, ФМС, Минюста, Росфиннадзора – в общей сложности 10 различных ведомств.
Возникает вопрос: каким образом указанные органы могут способствовать выявлению иностранных агентов?
Для сведения: в соответствии с законодательством НКО признается иностранным агентом, если финансируется из-за рубежа и участвует (в т.ч. в интересах иностранных источников) в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Получается, представители власти ищут «интервентов» среди тех, кто занимается социальной, благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельностью, в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан, оказания юридической помощи – целях, направленных на достижение общественных благ.
Рыболов —
интервент
По данным, которые озвучил Совет, в результате проведенных проверок органы прокуратуры признали выполняющими функции иностранного агента около сорока НКО из двадцати одного региона России.
Среди них такие известные организации, как Ассоциация «Голос», «Мемориал», «Transparency International-Россия», «Костромской центр поддержки общественных инициатив», «Комитет солдатских матерей» (Кострома), «Волгоградский центр поддержки НКО», Челябинский региональный орган общественной самодеятельности «Уральская правозащитная группа», «Институт развития прессы – Сибирь» (Новосибирск), Межрегиональная правозащитная Ассоциация «Агора» (Казань), Межрегиональный Комитет против пыток (Нижний Новгород), Кировское общество рыболовов и охотников, большое число экологических организаций и т.д. Некоторые из этих НКО и их руководители уже привлечены к ответственности по ст.19.34 КоАП РФ за «неисполнение обязанностей иностранного агента».
Многим хорошо известна общественно полезная деятельность перечисленных организаций. Факт признания их иностранными агентами лишний раз доказывает вопиющую правовую неопределенность понятий «политическая деятельность» и «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента».
Конституционный Суд РФ, по словам главы президентского Совета Михаила Федотова, вполне может вмешаться в происходящее и поставить точку в истории с принуждением к регистрации НКО в качестве иностранных агентов. Федотов уверен, что вскоре в закон об НКО внесут изменения, которые позволят избежать двойных толкований.
Массовые проверки НКО вызвали негативную общественную реакцию и имеют очевидное воздействие на граждан – снижение доверия к деятельности  некоммерческого сектора и нежелание участвовать в волонтерской работе.
Думаю, что со мною согласятся многие – действия правоохранительных органов нанесли существенный ущерб сложившимся партнерским отношениям между государством и институтами гражданского общества.

Из доклада постоянной комиссии по развитию НКО

к специальному заседанию президентского Совета:
«Лишать неправительственные организации возможности осуществлять общественный контроль за государственными органами, влиять на политику властей, участвовать в управлении делами государства означало бы  отменять конституционные свободы деятельности общественных объединений и иные демократические ценности».

 По материалам интернет-сайтов:

В результате прокурорской проверки Муравьёвский парк признали «иностранным агентом». Охрана и изучение птиц признаны политической деятельностью, грант от Международного фонда охраны журавлей – иностранным финансированием. Основатель и президент парка Сергей Смиренский рассказал РИА «Новости»: «У нас есть предупреждение от прокуратуры в связи с тем, что у нас в Уставе записано, что мы можем предлагать своих представителей для проведения государственной экологической экспертизы. Оказывается, что это является политической деятельностью».
Муравьевский парк устойчивого развития, расположенный в пойме Амура — негосударственная организация, пытающаяся сохранить даурских и японских журавлей и дальневосточных аистов. Деятельность парка финансируется в том числе за счет грантов, деньги переводятся только на природоохранные цели.

Оставить комментарий