znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 1 (64) 2014 г.
Возврат и обмен товара

Корнеева сайтИнформация Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области»
и Управления Роспотребнадзора

Елена КОРНЕЕВА, начальник юридического отдела

Основным законом, регулирующим отношения в сфере защиты прав потребителей, является Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г. №2300-1 (далее — Закон). Указанный Закон регулирует отношения между продавцом (изготовителем) и потребителем. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и извлечением прибыли.

Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть или обменять товар надлежащего качества. В соответствии со ст.25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.

При этом должны быть
соблюдены условия:
— товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
— срок обмена: в течение 14 дней, не считая дня покупки (в т.ч. выходные и праздничные дни);
— если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
— наличие товарного или кассового чека либо иного, подтверждающего оплату, документа (данное условие не является обязательным, поскольку Закон в ст.25 предусматривает, что отсутствие подтверждающего оплату документа не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания).
Важным условием обмена или возврата является отсутствие приобретенного товара в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).
Следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.25 Закона отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы потребитель вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу. Если такого товара в наличии нет, то потребитель имеет право, но не обязан ждать его поступления в продажу.
В случае, если необходимые условия соблюдены и потребитель настаивает на возврате денежной суммы, продавец должен удовлетворить требование потребителя в течение 3-х дней со дня возврата товара. Если продавец решил воспользоваться этой  отсрочкой, потребителю необходимо зафиксировать факт передачи товара в акте, указав в нем должность, инициалы и фамилию лица, которому передан товар; причину, по которой товар возвращен; дату возврата товара; факт отсутствия у продавца  подходящего аналогичного товара в указанный день. Такой документ с подписью лица, которому возвращен товар, должен храниться у потребителя до момента получения денежных средств от продавца.
Судебная
практика
Благовещенка С. приобрела у ИП Г. угловой диван стоимостью 31тыс. руб. После его доставки и установки стало понятно, что диван не подходит по габаритам. Через 2 дня после покупки С. обратилась с письменной претензией к ИП с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврата денежных средств, ввиду того, что обменять диван на аналогичный товар не представлялось возможным (другие диваны не подходили под интерьер квартиры). В своем ответе ИП отказала в удовлетворении требований. Тогда С. обратилась в суд с требованием расторжения договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств. Специалисты Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области» оказали помощь в представлении интересов потребителя в суде первой инстанции, Управление Роспотребнадзора по Амурской области вступило в судебный процесс для дачи заключения по делу. Благовещенский городской суд  вынес решение о расторжении договора купли-продажи. С ИП  взысканы денежные средства в размере стоимости дивана, расходы на оплату услуг представителя, компенсация морального вреда, неустойка за нарушение сроков рассмотрения требований потребителя, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке – всего взыскано около 90 тыс.  руб. Продавец обратился в суд  с апелляционной жалобой, однако в удовлетворении заявленных требований ему было отказано.

Оставить комментарий