znai-svoi-prava@yandex.ru \ zsp-2017@yandex.ru

Архив: № 10 (49), 2012 г.
Юридическому бюро — быть

стр.1

Интервью Константина ТРОШИНА, начальника Главного управления
Минюста России по Хабаровскому краю и ЕАО

Беседовала: Ольга ПЕТАЙЧУК, редактор

В Хабаровском крае оказывать юридическую помощь бесплатно, кроме адвокатов, будет еще и специально созданное государственное бюро

— Константин Анатольевич, как в Хабаровском крае развивается ситуация с бесплатной юридической помощью?

— Федеральный закон о бесплатной юридической помощи гражданам во многом «рамочный». Вопросы, связанные с конкретизацией, отданы на откуп субъектам Российской Федерации. Регионы должны принять свои нормативно-правовые акты, которые регламентировали бы отдельные положения этого закона. И сделали они это по-разному. В Хабаровском крае проект такого закона находится на стадии принятия Законодательной Думой. Главное управление Министерства юстиции по Хабаровскому краю и Еврейской АО приняло активное участие в его разработке.

Мы исходили из того, что, безусловно, значимую роль в вопросе предоставления бесплатной юридической помощи закон отводит адвокатскому корпусу. Но у нас были определенные сомнения в целесообразности передачи этих функций полностью адвокатскому сообществу (нисколько не ставя под сомнение компетентность адвокатов и их возможность квалифицированно предоставлять юридическую помощь). В Хабаровском крае тоже, как и в Амурской области, отслеживалась ситуация, когда деньги, которые выделялись адвокатам на оказание юридической помощи, возвращались практически в том же размере обратно в бюджет.

Это говорит о том, что адвокатское сообщество не в полном объеме либо с нежеланием относится к оказанию такой услуги населению. Мы пришли к выводу о необходимости создания альтернативной структуры. Управление юстиции предложило образовать юридическое бюро, полагая, что создание государственного органа наиболее полно и качественно поможет решить проблемы с оказанием юридической помощи. Но при этом часть денежных средств, считаем, необходимо выделять адвокатам для того, чтобы они также оказывали эту помощь. Принимая такое решение, мы исходили из того, что у нас имеются (чего греха таить) сложности с оказанием юридической помощи населению северных районов края, куда не каждый адвокат готов ехать и за деньги. Это был довольно серьезный аргумент, который мы предъявили при обсуждении предложения по созданию юридического бюро рабочей группе и комитету Законодательной Думы, и нас услышали.

— Но как юридическое бюро доберется до отдаленных районов, если даже у адвокатов это не получается?

— В состав юридического бюро войдут люди, которые будут осуществлять свою работу, проживая в этих северных районах. Никто не говорит, что бюро должно находиться в одном месте. На территории центрального района может быть только руководитель и, допустим, бухгалтер. Возможен другой вариант – когда работники бюро будут выезжать в командировки. Все сотрудники бюро, в том числе и проживающие в районах, будут находиться в штате, будут получать деньги. А на полной ставке или меньше – зависит от нагрузки.

— Как распределятся денежные потоки для адвокатов и бюро: 50 на 50?

— Этот вопрос находится в компетенции администрации Хабаровского края и Законодательной Думы. Юридическое бюро войдет в состав структуры краевой администрации, поэтому деньги будут выплачиваться по той строке бюджета, где предусмотрены выплаты работникам администрации. Сумму на содержание государственного бюро определит бюджет. На данный момент по поводу ее размера идут серьезные дебаты.

Некоторые депутаты вообще против создания бюро, мотивируя тем, что в крае существует структура, которая может взять на себя оказание юридическойпомощи, имеются в виду адвокаты. Но при этом депутаты не могут ответить на вопрос, почему же финансовые средства, которые выделялись ранее на осуществление юридической помощи, адвокатами не осваивались.

Я знаю, что основная причина — неутвержденный перечень документов, который гражданин должен был предоставить адвокату, чтобы получить юридическую помощь, а адвокат – чтобы отчитаться. Но все можно было бы решить при желании адвокатского сообщества идти навстречу пожеланиям государства, которое стремится к тому, чтобы на территории России проживали грамотные, юридически подкованные люди.

Вторая причина – это, на мой взгляд, желание адвокатов заработать как можно больше денег. Может быть, они считают, что те суммы, которые выделяются, не соответствуют характеру и степени загруженности адвокатов при оказании такой помощи. Этот вопрос тоже надо обсуждать. Но я считал и считаю, что наиболее верный путь решения вопроса по бесплатной юридической помощи –создание бюро.

— На чем основывается такая уверенность?

— На результатах работы тех бюро, которые работали в порядке эксперимента в десяти субъектах Российской Федерации. Проведен также анализ деятельности бюро в Магаданской области, эффективность его работы подтверждают достаточно серьезные показатели. Сейчас это юрбюро функционирует и активно взаимодействует с представителями негосударственных структур, привлекает студентов юридических факультетов для оказания юридической помощи на добровольной основе, предоставляет свою базу. У нас в крае также существует подобное сотрудничество – неплохо работают структуры, которые оказывают юридическую помощь при Хабаровской Государственной академии экономики и права, юридическая клиника при Дальневосточном филиале Российской правовой академии.

— Существует ли материальная составляющая между негосударственными структурами и государственным бюро?

— Нет, государство будет субсидировать деньги только государственным бюро. Здесь другие интересы – взаимодействие, обмен опытом, организация практики для студентов. Но то, что негосударственная и государственная формы могут и должны между собой уживаться, это непреложный факт. На территории Еврейской автономной области государственное юридическое бюро действует уже с июля. Кроме оказания юридической помощи, оно будет проводить юридическую экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, заниматься подготовкой экспертных заключений о соответствии их Конституции и иным нормативным правовым актам.

— В Амурской области все полномочия по оказанию юридической помощи в рамках вышеназванного закона отдали адвокатам. Когда можно делать выводы по поводу правильности такого решения?

— Все претензии, которые имеются у адвокатов к администрации области, можно решить на уровне распоряжений, постановлений. Возможно, тогда адвокатское сообщество Амурской области в полном объеме «закроет» этот вопрос. Но если этого не произойдет, то имеет смысл изучить существующую практику, все варианты, вплоть до внесения изменений и дополнений в закон, либо принятия другого нормативно-правового акта, предусматривающего создание юрбюро. Говорить о том, работает закон или нет, можно через полгода-год. Нам потребовалось 9 месяцев, прежде чем депутаты проголосовали за закон в первом чтении. Он очень трудно шел, адвокаты активно лоббировали принятие закона, который бы наделял именно их исключительным правом. Я не готов сказать, каким в конечном итоге окажется этот закон, но мы будем требовать, чтобы его субъектами были и адвокаты, и юрбюро.

Оставить комментарий